Серия «Тобольск»

Мне посчастливилось быть в Тобольске в рамках Всероссийского акварельного пленэра по приглашению заслуженного художника России Игоря Дмитриевича Щетинина. Шел 2003 год, накануне в Тобольск  приезжал Владимир Путин и было утверждено решение превратить Тобольск в туристический город, выделить для этого федеральные средства. На тот момент уникальный город со множеством архитектурных памятников выглядел очень противоречиво.

В первый же день приезда художники подписали “Письмо к администрации” о поддержке художественной школы в Тобольске и необходимости сохранения доступного профессионального художественного образования, находящегося в тот момент под угрозой закрытия.

Знакомиться с Тобольском мы начали с его истории  в краеведческом музее. После, на теплоходе мы доплыли по Иртышу до предполагаемого места битвы Ермака с войсками сибирского хана (битва  времен Ивана Грозного, после чего и был основан город).

На меня произвели очень сильное впечатление три обстоятельства. Первое — это необычайная живописность месторасположения города — на двух уровнях, верхний и нижний город в его исторической части. Второе — историческая значимость этого места в истории нашей Родины — торговый, промышленный, православный и культурный центр Сибири  в 16-18 веках, самая большая губерния России, которая содержала, между прочим, московские и питерские войска. И третье — в контраст предыдущему — жуткая заброшенность, безхозность. Особенно больно было смотреть на гибнущий нижний город, в котором, говорят, около 50 или более церквей. На машине мы объехали их за полдня. Это постройки в основном 18 и 19 века, но есть и 17 и даже 16 — та церковь, в которую ссылали царь-колокол. Все они различной сохранности, где-то есть украшения, кое-где даже росписи. Красота — потрясающая и равно потрясающая заброшенность. И не знаю о чем, хотелось кричать сильнее — смотрите какую красоту строили наши предки или смотрите до чего мы дошли, переворачивая наш мир до основания…

Сейчас  Тобольский Кремль почти отреставрирован, город ожил и стремительно развивается. Хотя большинство памятников  архитектуры ещё ждёт реставрации.

Моей задачей на пленэре 2003 года был сбор материала для дальнейшей работы. За 12 дней собрался разноплановый материал, из которого я выделила для последующей после пленэра выставки архитектурные композиции. После по ним я сделала графические листы, два из которых экспонировались не только в Кургане, но и в Москве. В них все мои противоречивые эмоции и восприятие прошлого, настоящего и будущего этого неповторимого места. Возвращаясь к собранному материалу, я впервые экспериментировала с формой и цветом, чтобы передать ощущение времени в движении объемов и нюансировке цветовых оттенков. Последними в серии появились лиричные композиции. Лирика помогла настроиться на оптимистичный лад: ведь ее  в той поездке было достаточно много — интересные встречи и рядом увлеченные любимым делом художники.