Статья Ольги Науменко по выставке Е.Архиповой «Акценты»
В поисках гармонии
Персональная выставка члена Союза художников России, преподавателя Курганской детской художественной школы им. В.Ф.Илюшина Елены Архиповой названа автором удивительно емко и точно – «Акценты». Ведь накапливая творческий и жизненный опыт, узнавая и художественно осмысливая поток разнообразных впечатлений бытия, художник стремится рассказать о самом важном для себя, расставить акценты и выявить приоритеты согласно себе сегодняшнему, вступившему в золотую и ответственную пору мудрой зрелости.
Важнейшая задача, настоящий сквозной лейтмотив экспозиции персональной выставки 2018 года, по замыслу автора — посвящение родному городу, своей малой родине, счастливым встречам с теми, кто формировал неповторимую личность, индивидуальное и узнаваемое творческое «я» художника, стал частью судьбы.
Произведения Е.Архиповой раскрывают то, что интересно и необходимо ей всегда, на протяжении многих лет ее творческого пути, чем сокровенным ей хочется поделиться со зрителем. Надеемся, что новые акварель, пастель, живопись, впервые представленные на этой выставке, наряду с хорошо знакомыми публике по прежним выставочным проектам листами, позволят оценить актуальный ныне для автора круг интересов, систему координат и бесспорных ценностей. Согласно с ними возникали работы, в которых автор анализирует, выстраивает единственно верное для себя восприятие мира. Оно рождается из неравнодушного и внимательного наблюдения за жизнью, важных личных воспоминаний, непосредственного и эмоционального отклика на социальную и политическую проблематику, рефлексию по поводу происходящего здесь и сейчас.
Наиболее близок Елене пейзажный жанр, органична для нее тема истории в архитектуре, переплетенная с современными мотивами, стаффажными бытовыми деталями. Размышления о городе и человеке, о времени былом и о современниках, ищущих равновесия в дне сегодняшнем, раскрываются в камерных лирических сериях в разных графических техниках, в живописи.
Завораживает дыхание старины в пастелях серии «Великий Новгород» (2010). Мягкие тающие переходы цвета, спокойные уравновешенные композиции с устойчиво определенными в пространстве памятниками древнерусской архитектуры чудесным образом монтируются с сиюминутными приметами, создают ощущение мирного течения жизни, органичной и естественной «живой» истории, истинной связи времен.
Так сложилось, что основой творческой поездки в Тобольск стал поиск идеала, настоящей красоты, желание прикоснуться — и восхититься — величием сурового Кремля, сказочными видами реки и мест, связанных с походами казачьих дружин Ермака. Елене Архиповой удалось побывать в Тобольске в очень непростое время, когда судьба многих храмов и памятников архитектуры тревожила, многое было в разрухе. Но, в то же время, именно тогда начиналось движение за сохранение и восстановление исторического облика Тобольска, что довелось с радостью наблюдать участникам акварельного пленера и писать на огромном подъеме.
Он заметен в таких листах серии «Тобольск» (2003-2005) как «Тобольская мадонна», «Тишина» и другие. Особые краски, звуки и ритмы старого города, чистота души, истовость веры и материнства, семьи как оплота жизни раскрылись здесь вдумчивому, пытливому взору художника. Эти образы утверждают его веру в добро, словно излучая его уверенную силу, преобразующую окружающий мир. Е. Архипова уводит нас от негатива, ищет вместе с нами путь в будущее.
Пожалуй, наиболее полно представлена в экспозиции акварельная серия «Прогулки по Петербургу», работу над которой автор начала в 2008 году. Время от времени возвращаясь в этот манящий, упоительный, невероятный город и его окрестности, Елена, как истинный романтик, часто обращается к нему и в творчестве, как к источнику вдохновения. Именно «петербургская» серия – камертон экспозиции, ключ к мировосприятию автора.
Петербург раскрывается прежде всего, как город-музей под открытым небом. Прогулки по Питеру дарят открытия в самый неожиданный момент: когда Исаакий видится по — новому вдруг через масштаб суровой подлодки, когда открывается абсолютная в своем величии Стрелка Васильевского острова или потаенные уголки мистически-волшебного Петергофского, Царскосельского парков с их хрупкими, как старинный изящный фарфор, реминисценциями. Поэзией дышат улицы в призрачности белых ночей, осеняющих дворцы, мосты, каналы, вечно не спящих атлантов Эрмитажа… Нам остается только принять приглашение к путешествию и с головой окунуться в эту палитру цветовых и образных впечатлений.
Уделив концептуально значимую часть выставки теме причудливого и органичного соединения прошлого и настоящего, автор увлекает зрителя в размышления о будущем.
В картинах «Безумству юных…», «Цветущий май», «Мамины сказки» (все — 2017) автор опирается на развернутый литературных сюжет в духе традиций иллюстрации, тщательно отбирая детали для подробного и любовного повествования о вечных ценностях, делится с нами сокровенными и во многом биографичными переживаниями. Они посвящены раздумьям о родине, семье, женщине – как первоосновах бытия. Образы очищены от случайного, трансформированы и воспринимаются, согретые теплом художника, очень символично, по- философски. Ведь каждому в юности довелось мечтать, устремляться без оглядки за своей синей птицей и искать счастливого успокоения рядом с маминым теплым плечом и ее сказками, слушать рассказы о героях и совершать свои подвиги и открытия, идя к ним через неизбежные препятствия и ошибки.
Живописный цикл «Мир вокруг» (2017-2018) Е. Архипова впервые представляет на суд зрителя. И этот акцент экспозиции, посвященный современному социуму, по гротескному неожиданный, сатирически острый. Возможно, для кого-то несколько неожиданный поворот в ее творчестве, но для автора выстраданный и очень закономерный. Художник особо чуток к тревогам, проблемам и диссонансам мира, он пытается обозначить эту данность, уравновесить, призвать к поиску решений. А говорить о серьезных современных проблемах, оказывается, можно и в рамках философии наивного реализма, обратившись к созданию ярких, запоминающихся образов – типажей.
Автор призывает зрителя к рассуждению на языке броских метафор, открыто, простодушно, почти по-детски делясь наболевшим, накипевшим, невероятно важным и рвущимся к осмыслению. Е.Архипова визуализирует те глобальные изменения в мире, которые касаются сейчас каждого, добиваясь образного строя композиций, доступного в том числе детскому сознанию. Ведь эти трагифарсовые, в чем-то ирреально-метафизические коллизии отношений основных героев тематических композиций смогут «прочесть» в том числе и самые юные зрители и почитатели — ученики.
Им, их воспитанию, становлению Е.Архипова уделяет огромное внимание, и, наверное, многое постигает вместе с ними. Умение проживать день как целую жизнь, смотреть на мир с незамутненной радостью, находить неповторимое в сиюминутном, запросто мечтать о, казалось бы, невозможном, включаться в ситуацию, быть активным деятелем в жизни, а не занимать позицию стороннего наблюдателя…
Хочется пожелать человеческого и творческого долголетия художнику и педагогу Елене Архиповой и надеяться, что она еще не раз нас порадует, удивит, пригласит к серьезному разговору. А по-другому и быть не может!
Ольга Науменко, искусствовед,
член Союза художников России