Статья к выставке «Женский вопрос»

«Женский вопрос» — назвали свою совместную выставку художники Виктор и Елена Архипова. Так называемая “женская тема” не дает покоя всем художникам во все времена, воплощаясь в искусстве намеренно или возникая исподволь. Виктор и Елена представили сюжетные и тематические полотна, в которых каждый из них решает “женский вопрос” по-своему и предлагает поразмыслить над этим зрителю.
В картине “Ночь на Ивана Купала” Виктор Архипов обращается к славянской обрядовости и языческим верованиям. Очищение водой и огнем в ночь на Ивана Купала — праздник, посвящённый у восточных славян летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Для художника это не только повод показать красоту женского тела, но прежде всего возможность обозначить мужское и женское начало. Несущийся в ночи всадник, сильный и уверенный, и изящные девушки, которые осуществляют купальский обряд и гадают на венках о своей судьбе.
В своём творчестве Виктор Архипов неоднократно обращался к античной мифологии. Сюжеты из греческих мифов стали основой для картин “Похищение” и “Похищение Европы”. Героини мифов Европа и Гипподамия стали жертвами похитителей. Автор поднимает тему беззащитности женщин от насилия. Сюжет “Похищения Европы” таков: царь всех богов и смертных, герой многих любовных историй Зевс влюбился в дочь царя Тира Европу и обратившись в быка обманом похитил ее. Художник изображает Европу в виде юной девы, которая вроде бы и не прочь быть похищенной.
В противоположность ей — Гипподамия. Ей предстояло стать женой царя Пирифая. На пиру в честь бракосочетания приглашённые соседи-кентавры, впервые отведавшие вина, захмелели и стали буйствовать. Один из них решил похитить невесту. По одной из версий, это было подстроено богом Войны и богиней Раздора, не приглашенных на торжество. Невеста яростно защищалась, кентавры были изгнаны и рассеялись по Греции. В этой истории художников чаще интересует битва лапифов с кентаврами. Виктор Архипов решает женский вопрос. Главным его героем выступает кентавр.
Следующие две картины В. Архипова используют образы античной мифологии, наполняя их символическим смыслом. Расплывшаяся от сытой жизни Европа, погрязшая в коллекционировании божественных удач в виде символических белых бычков-Зевсов,- такой предстаёт Европа как персонификация одной из сторон света в картине “Европа — золотой век”.
На живописном полотне “Сон влюблённого охотника за минуту до пробуждения…” рядом с охотниками, в одном из которых угадываются черты автора, появляется в ночи греческая богиня охоты Диана. В одном из мифов Диана наказала юного принца тайно созерцавшего ее купание. Какую роль в воображаемой художником истории играет Диана — выбирать зрителю. Кто она? Предмет обожания и преклонения ценителей красоты или символ удачи для охотника? Вообще, идёт ли речь об охоте или это иносказание на тему “ищите женщину”?
Символические картины Елены Архиповой представляют жизненную философию автора и часто посвящены теме семьи.
“Цветущий май” — картина Е. Архиповой, в которой воплощено представление о типичной советской семье, хранящей святую память о родных, погибших в Великую Отечественную войну. Эта картина и о трёх возрастах женщины — детстве, зрелости и старости — об отношении к жизни на каждом из этих этапов.
“Мамины сказки”, “Банька”, “Выходной” — всё это трепетные истории о материнстве и взаимоотношениях в семье.
Живописные полотна Виктора и Елены, перекликаясь друг с другом в теме женского вопроса, рисуют романтизированную картину восприятия современного мира.
Женская тема в искусстве не может быть исчерпана и, несомненно, зрителю можно ждать продолжения.